Итак, пост будет разделен на несколько частей:
1. ПВЕ (обновлено для WotLK)
1.1) Предпочтительные расы
1.2) Профессии
1.3) DPS
1.3.1) Spell hit
1.3.2) Билды
1.3.3) Ротация спеллов и аггро
1.3.4) Еда, Элексиры, Фласки, Поты (Consumables)
1.4) Одежда:
1.4.1) Основные статы
1.4.2) Выбор камней
1.4.3) Вещи и энчанты
1.5) Особенности интерфейса
2. ПВП (не обновлен для WotLK)
2.1) Предпочтительные расы
2.2) Профессии
2.3) Билды
2.4) Одежда:
2.4.1) Основные статы
2.4.2) Выбор камней
2.4.3) Вещи и энчанты
2.5) Особенности интерфейса
2.6) Ведение боя, приоритеты
1. ПВЕ
1.1) Раса
Многие начинающие присты стоят перед выбором:
С точки зрения ПВЕ вы должны фокусироваться на оптимизации своего ДПС, однако с момента выхода патча 3.0 разработчики убрали какие-либо существенные различия между расами (с точки зрения ПВЕ).
но у каждой расы есть свои особенности, так что в порядке убывания полезности для ПВЕ ШП я бы расположил их так:
Орда: Troll, Blood Elf, Undead
Альянс: Night Elf, Human, Draenei
основные плюсы этих рас заключаются в следующем:
Undead'ы
В связи с изменениями, введенными с патчем 3.0 у всех пристов теперь есть ДП (Devouring Plague), соответственно, это больше не уникальная абилка андедов.
- Will of the Forsaken - думаю, только слепой не знает об этой возможности андедов.
Конечно же использовать ее в ПВЕ приходится значительно реже, чем в ПВП, но в некоторых боях она очень полезна:
Помимо непосредственно фира, который используется некоторыми боссами, эта абилка позволяет снять некоторые негативные эффекты, как то Sleep (который также применяется некоторыми боссами) или Seduce.
Blood Elf
Основной плюс БЕ шедоу пристов в ПВЕ заключается в том, что в определенных ситуациях (босс с маной) у них есть возможность регенерировать небольшое количество маны.
Troll
Основной отличительной чертой тролей - является их расовая возможность использовать Berserking. В длительном бою, если использовать с максимальным ХП, то этот бафф эквивалентен примерно 0,5% хейста. Однако, ее использование, когда ваше ХП меньше максимального, может улучшить получаемые результаты.
Таким образом, лучшая раса для ордынского ПВЕ шедоу приста - Троль
Draenei
C патчем 3.0 Symbol of Hope больше не является уникальной способностью Дренеев, этот скилл теперь называется Hymn of hope, принадлежит к холи школе (нельзя использовать в шедоу форме) и доступен всем пристам.
Однако у Дренеев осталась одна ВЕСЬМА немаловажная особенность - пассивная аура дренея - +1% спелл хит, а это значит, что для достижения спелл хит капа Дренеям требуется всего 263 спелл хит рейтинга (при условии 3/3 Misery и 3/3 Shadow Focus)
Night Elf
С выходом патча 3.0 способность Starshards была удалена у НЕ, однако осталась одна немаловажная возможность - Shadowmeld, механику которого изменили:
Теперь эта способность работает как роговский ванишь/ФД хантов, только после ее отмены все агро должно восстанавливаться, однако сейчас (3.0.3) эта способность багнута и после отмены бафа аггро не восстанавливается.
Human
Все банально, расовая способность хуманов - спирит увеличен на 3%
а с учетом таланта Twisted Faith и Glyph of Shadow эта абилка даст вам некоторую прибавку в Spell Power.
1.2) Профессии
Для выбора пофессии рекомендую прочитать следующий топик:
http://forum.worldofwarcraft.ru/showthread.php?t=88115
Суммарные данные по профессиям с точки зрения приста:
- Herbalism = с изменениями в патче 3.0.8 не дает ничего для кастеров,т. е. 0 SP
- Skinning = 25 крит рейтинга
- Alchemy = 37 SP (Flask of the Frost Wyrm) или 13 MP5 (Flask of Pure Mojo)
- Enchanting = 38 SP с колец
- Jewelcrafting = 39 SP / 21 крит рейтинга / 21 хейст рейтинга / 21 хит рейтинга / 9 MP5
--- но общая прибавка от ювелирного дела будет = 49 SP (считается возможность избежать использования синих камушков в сокетах для достижения сокет бонусов и требований мета камня (2 синих камня вместо 2 красных)
- Blacksmithing = 46 SP / 21 крит рейтинга / 21 Хейст рейтинга / 21 хита или 16 MP5
- Leatherworking = 37 SP
- Inscription = 37 SP
- Tailoring = ~48 PP
С точки зрения максимизации полезности в ПВЕ сейчас выбор профессий не столь жесток, как это было в предыущем эдд-оне, т.к. большинство проф дают практически одинаковую прибавку, однако наиболее оптимальный вариант - это взять Jewelcrafting и Inscription.
Jewelcrafting - потому, что сейчас отсутствуют эпические БОЕ камни в игре, да и возможность избежать использования 2х синих камней в гире для активации мета камня уж очень полезна.
В качестве второй профы можно выбирать:
Inscription, Enchanting, Blacksmithing
Разница в бонусных статах в них минимальна, однако следует отметить, что репутацию с Sons of Hodir (для получения энчанта на плечи) качать достаточно долго и муторно, так что инскрипт дает очень хорошую альтернативу, которую можно получить в гораздо более сжатые сроки.
1.3) DPS
1.3.1) Spell hit
Прежде чем говорить о ДПС шедоу приста, надо сказать пару слов о резистах:
На данный момент механика резистов такова (на уровне 80):
против целей 80 уровня шанс "попасть" по ним спеллом - 95%, чтобы увеличить этот шанс до 100% надо донабрать 5% спелл хита,
следуя той же логике, для целей уровня 81 надо 6%, 82 - 7%
боссы ?? (условно 83 уровень) имеют шанс срезистить спелл 17%, а значит для достижения 100% шанса "попадания" (хит кап) по боссу, нам надо набрать 17% спелл хита.
Для шедоу пристов здесь все достаточно просто, т.к. существует 2 таланта в шедоу ветке, увеличивающие % спелл хита. Shadow Focus и Misery.
Кап хита при разном распределении талантов на хит:
* 289 hit - кап, используя 6 очков талантов между Shadow Focus и Misery
* 315 hit необходимо для перехода к 5 талантам между Shadow Focus и Misery
* 341 hit необходимо для перехода к 4 талантам между Shadow Focus и Misery
* 368 hit необходимо для перехода к 3 талантам между Shadow Focus и Misery
* 394 hit необходимо для перехода к 2 талантам между Shadow Focus и Misery
* 420 hit необходимо для перехода к 1 талантам между Shadow Focus и Misery
* 446 hit необходимо для перехода к 0 талантам между Shadow Focus и Misery
1% хита = 26,3 хит рейтинга на 80 лвл
Однако следует заметить, что нет смысла убирать последние 3 таланта из Misery, так как это является одним из наших utility-талантов для рейдов, т.е. 3% хита от Misery - бафф всего рейда.
Итак, ваша первоочередная задача - всегда оставаться на хит капе, чтобы не тратить ману и время зря на рекасты.
1.3.2) Билды
Универсальная заготовка для ПВЕ билдов
В билде остались нераспределенными 2 таланта - можете их кинуть на ваше усмотрение, например в improved vampiric embrace или shadow affinity
Нет особого смысла комментировать каждый талант, т.к. большинство из предложенных талантов в заготовке являются обязательными, однако остановлюсь на нескольких пунктах:
1) Shadow Affinity - не критичен для начинающих, да и вообще не критичен, т.к. ТПС танков сейчас сумасшедший и даже если очень захотеть - сорвать с них агро ооочень трудно, да и сейчас у ШП есть такая возможность - Fade, которая позволяет избежать трудных (в плане оверагро) ситуаций.
2) Pain and suffering - не имеет смысла брать менее 3х, т.к. тесты показали, что при 66% шанса обновления на ШВП он иногда спадает, если боссфайт предполагает много динамического движения, или прерывания вашего ДПС цикла для АОЕ.
ВНИМАНИЕ! Этот талант работает следующим образом:
• при касте МФ (Mind flay, Пытка разума), время таймера вашего SW:P (слово тьмы: боль) сбрасывается (18 секунд), но это не значит, что вы теряете тики самого дота, они так и будут происходить каждые 3 секунды после изначального каста
• модификаторы урона (да, это все, что в процентах увеличивает повреждения, наносимые вашими абилками) динамически НЕ обновляются при подобном рефреше, для обновление надо будет перекастовать пейн заново.
• для получения эффекта от увеличения SP (силы заклинаний) рекастить SW:P НЕ НАДО, он корректно обновляется при касте МФ.
3) Inner Focus - все еще позволяет экономить частицы маны, если кастовать его с ДП, либо использовать для повышения шанса крита с МБ. Рекомендую использовать макрос:
/cast Inner Focus
/stopcasting
/cast Mind Blast (ну, или DP по желанию)
Как уже было упомянуто в пункте 1.3.1, достижение определенного уровня спелл хит рейтинга позволит вам убирать таланты из шедоу фокуса и вкладывать их, например в шедоу афинити или добраться до сайленса.
1.3.3) Ротация спеллов
Это, как мне кажется, наиболее часто задаваемый вопрос, когда речь заходит о рейдящемся шедоу присте.
Ответ на него достаточно прост:
НЕТ, НЕТУ У ШЕДОУ ПРИСТОВ КАКОЙ-ЛИБО ПОСТОЯННОЙ РОТАЦИИ,
но возможно описать систему приоритетов каста того или иного спелла.
Вообще, идея всего нашего ДПС "цикла" состоит в том, чтобы запихать как можно больше дамаги по цели за период действия ВТ (Vampiric Touch).
На данный момент (патч 3.1.1) талант Pain and Suffering багнут и обновление дамага от ШВП происходит нединамично относительно стаков Shadow Weaving баффа, то есть надо кастовать изначальный ШВП при 5 SW баффах.
Итак, начинать бой следует следующим образом ("opener"):
1) Vampiric Touch [SW stack - 1]
2) Mind Blast [SW stack - 2]
3) Mind Flay [SW stack - 5]
4) Devouring Plague
5) Shadow Word: Pain
6) Mind Blast
7) Mind Flay
8) ...
Другими словами: обновляйте доты, держите МБ на кулдауне и спамьте МФ.
Приоритетным дотом для вас ВСЕГДА будет ВТ, так как именно благодаря ему вы регенерируете ману, да и этот дот является самым мощным в нашем арсенале.
Использование SWD в ротации на данный момент не приносит какого-либо прироста в ДПС (при наличии Glyph of Shadow Word: Pain), так что в ротации его следует использовать исключительно в виде "филлера". Допустим, остается 1 секунда до окончания кулдауна на МБ, то для оптимизации ДПС вам следует не запускать новый МФ, а вставить СВД и сразу после него скастовать МБ.
Еще пара вещей, на которые следует обращать внимание:
- Прерывать МФ раньше времени ради каста других спелов сейчас не имеет смысла.
- давайте дотам полностью оттикать
ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте макрос для использования +дмг тринкета при касте ВТ!
Почему? Ответ прост: в большинстве тринкетов с "use" эффектом его продолжительность 20 секунд, а ВТ висит на цели 15 секунд, значит, используя приведенный ниже макрос, вы скастуете 2 усиленных ВТ за продолжительность действия +дмг бафа от тринкета (Доты получают пассивную прибавку от СПД, т.е. их полный урон рассчитывается только во время каста).
Код:
#showtooltip Vampiric Touch
/use [target=target,harm,exists]Icon of the Silver Crescent
/script UIErrorsFrame:Clear();
/cast [harm]Vampiric Touch; [target=targettarget,harm,exists]Vampiric Touch
**подробнее о макросах можно почитать здесь: http://forum.worldofwarcraft.ru/showthread.php?t=38908
Необходимо заметить, что подходить к использованию Vampiric Embrace надо очень осторожно, так как в игре существуют несколько боссов, которые уменьшают количество набранного танком агро во время боя, а так как у приста нету возможности перманентно снимать хоть какое-то вменяемое количество аггро, то нужно думать на перед стоит ли использовать ВЕ.
У приста есть возможность временного сброса аггро - Fade, но ни в коем случае НЕ НАДО спамить эту абилку, т.к. это бессмысленно. Фейд работает следующим образом: на 10 секунд сбрасывается все набранное аггро, но оно продолжает набираться, а по истечении 10 секунд вы получаете его назад, т.е. суммарное количество трита (threat) НЕ уменьшается.
При разборе АОЕ-паков (много мобов) - используйте Mind sear не на текущую цель танка, т. к. механика спелла такова, что моб, на которого вы его кастите от него не получает никакого дамага.
Если вы умираете в середине файта и воскрешаетесь при помощи Соулстоуна или комбат реса, стоит нмного смягчить свою ротацию, используя больше МФ, чем МБ и СВД, по крайней мере до того момента, пока финд не отрегенит вам достаточное количество маны для комфортного продолжения max dps цикл. Помните, самое важное в таких случаях - продолжать регенить ману группе, то есть рекастить ВТ и использовать МБ как минимум раз в 15 секунд. Это ваша приоритетная задача в рейде.
Немаловажным аспектом вашего ДПС является ваш Shadow Fiend:
для начала пара фактов:
ШФ наносит shadow melee damage
Урон, наносимый ШФ скейлится с вашим +Shadow damage (6% of your shadow damage bonus за каждый хит)
ШФ имеет большой процент авойденса, а также достаточно высокий резист
ШФ регенерирует 4% суммарного количества маны за 1 удар
Количество ударов: 10 за 15 секунд, таким образом, если шедоу финд "отработал" на все 100% - он нарегенит вам 40% вашей маны.
Итак, основные советы по его использованию:
- вставьте малый Glyph of Shadowfiend
- Vieled shadows талант облегчит вашу задачу по поддерживанию максимального ДПС в длинных файтах
- если вы знаете , что файт длится не менее 5 минут, то при возникновении дефицита в мане в ~65-70% используйте финда. Таким образом вы запустите его кулдаун, получив вашу ману. К концу файта вы сможете его использовать еще раз.
- Перед использованием ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте все на наличие аое эффектов, которые могли бы убить вашего финда.
Я рекомендую сделать следующий макрос для ШФ:
Код:
#showtooltip Shadowfiend
/cast [target=target,harm][target=targettarget,harm] Shadowfiend
/cast [pet, nomodifier] Shadowcrawl
/petattack
такой макрос позволит вам перенаправлять финда путем повторного нажатия на бинд в случае, если будет необходимость смены его таргета.
На данный момент (3.0.3) в игре существует небольшой баг с МФ, из-за которого вы можете иногда терять его последний тик. Чтобы этого не происходило - вам следует дожидаться окончания анимации самого спелла. Потренируйтесь и через какое-то время это войдет в привычку.
1.3.3) Еда, Элексиры, Фласки (Consumables)
Баффы:
- Из химии лучшим выбором для ШП является Flask of the Frost Wyrm дающий +125 шедоу дмг, либо более дешевая версия - Flask of Supreme Power (70) или Flask of Pure Death (80)
- Выбор еды тоже не так широк, а конкретно - нам подходит любая еда, дающая 35 и более спел павера, например, Firecracker Salmon (46 СП), или его более дешевая альтернатива Smoked Salmon.
С выходом Wrath of the Lich King энчантерские масла больше не действуют на оружия 80го уровня.
Поты:
В связи с изменениями в 3.0 - следует использовать только лучшие поты, сражаясь против боссов, так как можно использовать всего одну баночку за файт.
Runic mana potion - ваш друг, особенно на уровне начинающего рейдера, когда ваш манапул, а следовательно и реген от реплениша еще не так велики. Но по мере набирания гира (эпики 80 уровня), а также подкормки одного из вашего феральщиков для иннервейтов, вы сможете обходиться и без них и сможете переключиться на
[item]Potion of speed[/item], что позволит поднять ваш ДПС.
1.3.4) Символы (Glyphs)
С точки зрения чистого увеличения ДПС я бы рекомендовал использовать следующие большие (Major) глифы:
• Glyph of Shadow Word: Pain Increases the damage done by your Mind Flay spell by 10% when your target is afflicted with Shadow Word: Pain.
• Glyph of Shadow While in Shadowform, your spell critical strikes increase your spell power by 10% of your Spirit for 10 sec - прокает также от критов с МФ, в отличии от imp. Spirit Tap
• Glyph of Shadow Word: Death Targets below 35% health take an additional 10% damage from your Shadow Word: Death spell - как я уже упоминал выше SWD используется в редких случаях, когда надо "убить" 1-1,5 секунды до "откулдаунивания" МБ, так что этот глиф не имеет большого влияния на ДПС. Вместо него можно использовать
• Glyph of Mind Flay Increases the range of your Mind Flay spell by 10 yards, but it no longer reduces the target's movement speed - увеличивает дистанцию МФа до 36 ярдов, что существенно облегчает задачу по позиционированию в некоторых боях
По малым (minor) глифам:
Смотрим сюда:
http://www.wowhead.com/?items=16.5&f...bcrs=2;crv=0
и выбираем то, что вам нравится. Единственный глиф из рязряда "must have" здесь - это Glyph of shadowfiend, т. к. эта тварь имеет привычку дохнуть в самых неподходящих ситуациях.
1.4) Одежда:
1.4.1) Основные статы
О наличии хит капа я говорил в пункте 1.3.1), так что при написании данной секции предполагается, что выуже имеете 17% хита с учетом тлантов, необходимые для каждого босса.
Ваш основной стат в ПВЕ - +Spell Power (СП, SP), чем его больше, тем более высоким будет ваш ДПС от всех спелов, включая доты, которые получают полную прибавку от СП.
До недавнего времени ДПС ШП был существенно ограничен из-за плохого скейлинга (модификаций) ШП с другими статами, но с выходом Wrath of the Lich King ситуация коренным образом переменилась, теперь мы получаем прибавку от вторичных статов (хейст, спелл крит) на уровне других кастеров, но встает вопрос о том, как же оценивать эти статы?
Прочитать про хейст более подробно можно здесь:
http://www.wowwiki.com/Casting_speed
Haste Rating needed at level 80 = ((Base Cast Time / Desired Cast Time) - 1) * 32.79 * 100
то есть
((Базовое время каста / желаемое время каста) - 1) * 32,79 * 100 = необходимое количество хейст рейтинга на 80 уровень
т.е. например, для того, чтобы ваш МФ кастился 2,7 секунды (2 МФа в 1 КД бласта +/- лаг) надо
((3/2,7)-1)*32,79*100 = 364 хейст рейтинга
1% haste = 32.79 haste rating на 80 уровне.
1% crit = 45.91 crit rating на 80 уровне.
Pseudo Power(РР, ПП) - условная нормализованная величина для оценки вещей путем сравнения прироста ДПС от каждого стата с одной единицей СП.
Из данных, полученной при помощи симуляции (Simcraft by Mefadin) получены следующие цифры (подробнее можно прочитать здесь: Scaling Coefficients):
Для патча 3.2:
Код:
Priest_T7_13_00_58 Int=0.2151 Spi=0.2115 SP=1.0000 Hit=1.4637 Crit=0.7102 Haste=0.6479
Priest_T8_13_00_58 Int=0.2186 Spi=0.2197 SP=1.0000 Hit=1.5066 Crit=0.7054 Haste=0.6237
Priest_T9_13_00_58_245 Int=0.2302 Spi=0.2142 SP=1.0000 Hit=1.5464 Crit=0.7493 Haste=0.6311
Priest_T9_13_00_58_258 Int=0.2525 Spi=0.2085 SP=1.0000 Hit=1.8757 Crit=0.8428 Haste=0.7225
Priest_T9_13_00_58_258_foth Int=0.2387 Spi=0.2151 SP=1.0000 Hit=1.7919 Crit=0.7890 Haste=0.7035
Необходимо отметить, что из-за разницы в сет бонусах в разных тирах (уровнях) одежды вам потребуется использовать разные коэффициенты для расчета РР.
Приведу пример:
1) так как есть прямая зависимость спирита от талантов, доля спирита остается практически неизменной, независимо от уровня одежды;
2) значение хита (до спеллхит капа в 17%) растет с уровнем одежды, что логично, т. к. чем выше значение вашего возможного ДПС, тем больше вы теряете при резисте;
3) Значение крита (как и интеллекта) возрастает к т9 уровню, но это связано с использованием одной вещи в симуляции: Reign of Unliving и его Heroic версии в сете 258 ilvl'a (item level - уровень вещи). Это лучшие из доступных в 3.2 жрецам тринкеты, но никаких бонусов от СП или наших талантов (в виду отсутствия Fire ветки ) они не получают, однако их прок зависит от вашего шанса нанести критические повреждения, отсюда и увеличение в удельном весе крита для ШП;
4) хейст (скорость атаки заклинаниями) тоже получает существенную прибавку и это также непосредственно связзано с упоминаемыми выше тринкетами, а также бонусом за 4 куска т9 сета, что в общем итоге позволяет увеличить долю наносимого урона МФом, а так как МФ лучше всех спелов из нашего арсенала скалируется (от англ. scale) c хейстом, то и хейст будет вносить большую долю в наш ДПС.
* - прок данного тринкета _НЕ_ может произойти от критического урона ДОТом, и, соответственно только возможен с критов Mind Blast, Shadow Word: Death и Mind Flay
Для патча 3.2.2
Код:
Priest_T7_13_00_58 Int=0.2185 Spi=0.3376 SP=1.0000 Hit=1.5019 Crit=0.7238 Haste=0.6645
Priest_T8_13_00_58 Int=0.2177 Spi=0.3370 SP=1.0000 Hit=1.5555 Crit=0.7200 Haste=0.6332
Priest_T9_13_00_58_245 Int=0.2273 Spi=0.3437 SP=1.0000 Hit=1.5774 Crit=0.7578 Haste=0.6458
Priest_T9_13_00_58_258 Int=0.2585 Spi=0.3367 SP=1.0000 Hit=1.9065 Crit=0.8541 Haste=0.7368
Priest_T9_13_00_58_258_foth Int=0.2441 Spi=0.3395 SP=1.0000 Hit=1.8217 Crit=0.8000 Haste=0.7185
С выходом патча 3.2.2 существенно изменится лишь 1 показатель - значение коэффициента спирита, на это есть 2 причины:
1) изменяют талант Twisted Faith, который при пяти вложенных очках теперь будет давать бонус СП в 20% (в отличии от 10% 3.2.0) от нашего спирита. Суммарный прирост СП от спирита составит около 140 СП (**) против текущих ~70.
2) ИСТ ( = IST = Improved Spirit Tap) будет прокать также с 50% вероятностью от критов МФ, что даст нам практически 100% его аптайм (uptime = активное время), а с учетом усиленного Twisted Faith - это те же 14 СП, только на время боя.
** предполагается наличие ~700 спирита с полными рейд бафами.
*** сеты с припиской "_foth" - включают в себя тринкет с ХМ(=HM=hard mode) генерала, т.е. Flare of the Heavens вместо второго Reign of Unliving
1.4.2) Выбор камней
Эпик камушки:
Runed Cardinal Ruby - это ваш основной выбор для большинства вещей
Potent Ametrine - использовать данный камень следует только в вещах, где есть хороший сокет бонус, то есть 5 или 7 СП
Purified Dreadstone - этот камень используется только для достижения требований мета камня (2 синих), вставлять желательно в вещи, имеющие хорошие СП бонусы от синих камушков (5-7).
Изредка, когда существует нехватка хита можно использовать Veiled Ametrine для коректировки сиуации без существенного изменения вещей, но обращайте внмание на сокет бонусы, старайтесь получить максимально возможную выгоду для себя.
Не надо быть скупердяем и уверять себя, что разница в 4 СП не стоит птраченнах 100 золотых на камень, стоит, если вы планируете показывать сколько-то серьезные результаты.
Необходимо отдельно сказать о вашей шапке
В WotLK есть единственно верный выбор для ШП: Chaotic Skyflare Diamond (40.34+21*0.71=55.25)
40,34 - стоимость увеличенных на 3% критических ударов в ПП (по Симкрафту от Mefadin)
21*0,71 - стоимость крит рейтинга в ПП
1.4.3) Вещи и энчанты
Итак, мы добрались до самого важного пункта, я настоятельно рекомендую всем прочитать первый пост в следующем топике:
Best Raiding Gear Available (WotLK)
Best Raiding Gear Available 3.2
там представлен чарт лучших вещей, доступных в игре, чтобы не возникало вопросов: "а что лучше Х или У???"
Для начинающих ШП неплохая компиляция одежды, составленная Craig
D&G vs second hand или как одеть шп для рейда
Помимо самих вещей и камней, которые вы в них вставляете, необходимо их правильно энчантить (зачаровывать):
Head: Arcanum of Burning Mysteries Kirin Tor - Revered - Kirin'tor
Shoulders: Greater Inscription of the Storm The Sons of Hodir - Exalted - The Sons of Hodir
Back: Enchant Cloak - Greater Speed
Chest: Enchant Chest - Powerful Stats
Bracers: Formula: Enchant Bracer - Superior Spellpower
Weapon: Formula: Enchant Weapon - Mighty Spellpower
Gloves: Enchant Gloves - Exceptional Spellpower
Belt: Eternal Belt Buckle - добавление бесцветного сокета на пояс (могут делать Blacksmith'еры)
Legs: Brilliant Spellthread - создается тейлорами (портными)
Feet: Enchant Boots - Icewalker
1.5) Особенности интерфейса
Надо сказать, что ДПС шедоу приста зависит от некоторых эддонов
1 - вам нужен ХОРОШИЙ таймер для дотов, есть 4 наиболее распространенных варианта:
а) ClassTimer - мой выбор, очень удобен в настройке и использовании, позволяет добавлять тракинг произвольных событий, как, например, тракинг баффа от различных тринкетов, а также отслеживания бафов спирит тапа, а также бафа от glyph of shadow.
б) Quartz (включить бафф модуль) - приемлемый таймер, но тут на любителя - отсутствует возможность фильтрации дебаффов, например, меня НЕ волнует сколько осталось на моем шедоу вивинг дебаффе или Misery
в) DoTimer - очень неплохой по набору возможностей траккер, но есть ряд минусов из-за которых я от него отказался:
- перегруженное меню, неудобен в настройке
- занимает достаточно большое количество в оперативной памяти
г) Sorren's Timer 3 - неплохой дот-тракер, но менее функционален, чем class/dot timer'ы.
2 - Помимо этого, любой рейдящий шедоу прист должен использовать агро метр, тут вариантов не много:
• ThreatLib + оболочка в виде Omen, Violation, Recount и т.д. - лично я предпочитаю Omen. Преимущества ThreatLib заключается в том, что он считает агро не только для одного моба, а для всех, кто находится с вами в комбате, эти эддоны используют новую механику подсчета агро, введенную с выходом Wrath of the Lich King.
3 - Помимо PEW PEW ZOMG DPS в рейде вам придется выполнять и повседневные задачи пристов, как, например, бафать фортитуд, шедоу протекшен или воскрешать людей, так что хорошие и компактные рейд фреймы вам не помешают. Я использую следующию комбинацию эддонов для этого: ora2 + Grid
2. ПВП
Сразу скажу, ПВП это ОЧЕНЬ субъективный аспект игры, и написать сколько-нибудь объективный гайд нельзя, так что данную часть я выстроил именно в виде FAQ'a по наиболее важным вопросам и постарался выразить свое мнение по каждому пункту непосредственно.
2.1) Предпочтительные расы
Выбор расы для приста в ПВП важен, наверное, более, чем для любого другого класса, так как помимо расовой абилки вы получаете еще и классовые заклинания.
Орда: предпочтительный выбор - Undead, Troll
1) Undead.
Я ставлю УД на первое место для ШП за орду по нескольким причинам:
- вашей главное задачей в пвп будет выдать как можно более сильный бурст ДПС по 1ной цели, в чем вам поможет 3тий дот - Devouring Plague
- помимо ДПС этот дот дает вам дополнительный хил, так как "танковать" на арене приходится зачастую именно шедоу присту.
- полезность WoTF в последнее время многими людьми недооценивается, но это все еще одна из самых сильных абилок в ПВП. И даже наличие ФВ у всех пристов не аргумент, т.к.
а) ФВ часто диспелится
б) накладывать ФВ имеет смысл только перед началом арены, выпрыгивать из ШФ ради перекаста ФВ - это непозволительная роскошь по мане.
в) Если вас фирят и вы снимаете фир (вотф или тринкет), то тем самым активируется диминишинг реторн, когда же вы имунны (ФирВард), диминишинг не активируется/обновляется.
2) Blood Elf и Троли
Про БЕ и тролей могу сазать одно, эти расы, как мне кажется, более подходят именно лечащим пристам, а не шедоу, но тем не менее, у БЕ пристов есть возможность дополнительного сайленса, а вот у троллей более хороший "букет" абилок, включающий -20% хилинг курс на цель(Hex of Weakness), шедоугард (не столь серьезный дамаг, но все же помагает против некоторых мили классов) и берсерк.
Но все же, по факту, ни у БЕ, ни у троллей нет абилки, позволяющей напрямую увеличить ДПС\выживаемость, либо добавить какого-либо рода контроль, так что по моему субъективному мнению для орды с точки зрения ПВП для Шедоу Приста оптимальным выбором является именно Undead.
Альянс: предпочтительный выбор - Dwarf, Night Elf
Для альянса ситуация с выбором расы для шедоу приста, ориентированного на ПВП, кардинально изменилась с выходом патча 2,3.
Если до 2,3 в ПВП доминировали дварфы, то после последних изменений Night Elf'ы получили серьезный бафф.
1) Dwarf
Есть несколько весьма сильных аргументов в пользу данной расы:
- Stoneform - пояснять, думаю, не стоит: стонформа не только облегчает жизнь против физ дамагеров, но и позволяет снимать яды, что не доступно другим не дварф пристам.
- Desperate Prayer - с самыми последними измнениями выход из шедоуформы больше не "включает" глобальный кулдаун (ГКД), соответственно, если наступает критическая ситуация на арене, можно достаточно быстро поднять свое ХП кастом Desperate Prayer + Prayer of Mending (по очереди естественно)
- Chastise - 0,5 сек каст ХОЛИ спелл, который наносит небольшой дамаг (около 500) и накладывает incapacitate эффект на 2 секунды - для ШП это НЕ так актуально т.к. любой дот снимает этот "стан" почти моментально, да и помимо всего прочего использовать этот спелл в шедоу форме нельзя - надо выходить, соответственно данный спел более подходит для холи или дисц пристов.
2) Night elf
- Elune's Grace - 15 секундный бафф, снижающий шанс попадания по вам мили или ренж атак.
- Shadowmeld - может показаться, что данная абилка не так полезна на аренах, но это не так. Из личного опыта могу сказать, что грамотный эльф может очень легко убежать и отпиться, если бой затягивается и он не под фокусом.
- Starshards - дополнительный ИНСТАНТ ДОТ, который позволяет увеличить ДПС, да еще и стоит 0 маны - отличный выбор для ШП.
3) Хуманы и Драенеи - эти расы более подходят для ПВЕ\ПВП хила, для ШП они не так актуальны.
2.2) Профессии В случае с ПВП шедоу пристами нет никакой критичности в выборе профессии, но если рассматривать наиболее предпочтительный выбор, то это будет
а) Инженеринг. (ВОЗМОЖНО вы найдете применение отдельных вещей в условиях арены, например, пояс, дающий шилд или дестракшен холо гуглс... Некоторые бомбы, гранатки могут быть поллезны в БГ или аутдор ПВП
б) Энчантинг (да, да, все те же 24 спелл дамаги)
2.3) Билды
Для ПВП существует достаточно большое количество вариаций билдов, но в большинстве случаев шедоу ветка выглядит следующим образом: http://www.wowhead.com/?talent=bZZVMGdMtRhtVo
Как вы видите, все достаточно логично, но у многих возникает вопрос, а точнее заблуждение о том, что для ПВП надо брать талант Shadow Power. Постараюсь объяснить: любой, кто ходит на арены, старается достать как можно большее количество резильенс (Resilience) вещей, и шанс понижения критического удара/спелла будет уже около 5-7%, что практически полностьюнивелирует ваш базовый крит и крит от вещей. Помимо этого, ДАЖЕ если у вас пройдет крит, то его величина против игроков среднего уровня (300-350 рези) будет только 130-135%, что чрезвычайно слабо, и, соответственно трату поинтов на этот талант я считаю бессмысленной.
Итак, с шедоу веткой все более-менее понятно, но остается вопрос: как же распределить последние 20 талантов? Посмотрим на альернативы:
Дисц ветка:
Unbreakable Will 5/5 - без комментариев, резисты станов\фира\сайленса чрезвычайно полезны на аренах
Martyrdom 2/2 - так как у нас нету защиты от интеррапта при касте оффенсив спелов, матирдом является единственной возможностю нормально кастить под милишниками или хантами, но полезность данного таланта снижается с повышением вашего резильенса, но криты все же проходят, хоть и редко.
Inner Focus - тоже несомненно один из мастхев талантов, позволяющий увеличить вашу эффективность, а для андедов это возможность экономить 900 маны при касте ДП.
В тир3 для ПВП целей Absolution(3/3) > Meditation - Манарегена в вашем ПВП гире практически нет, за счет отсутствия спирита, а спамить диспелы в условиях арены вам придется очень много, а значит и маны с абсолюшеном вы сэкономите намного больше, чем может вам нарегенить медитейшен.
По поводу т4 стоит выделить Mana Burn (2/2) - как ШП вы, конечно, не будете его так часто использовать, т.к. зачастую от вас нужен в первую очередь ДПС, но при "битве хилеров" выиграет именно команда, которая сожжет ману противника быстрее. Иметь данный талант стоит.
Еще стоит отметить, что в т2 особого выбора талантов у нас нет, и наиболее целесеобразным вложением поинтов я считаю сайлент резолв (4 или 5/5). Имп фортитуд достаточно бесполезен, т.к. вы получаете +300 ХП от этого баффа, который в 70% игр будет отдиспелен, и за это вы "платите" 2 таланта.
Следует отметить, что ваш билд будет зависеть от того, в какой команде вы собираетесь его использовать, так, если вы планируете играть в 5в5 дпс команде (4дпс+1хилер), то ваш выбор падет на вложение дополнительных поинтов в имп. майндбласт для увеличение вашего бурста:
http://www.wowhead.com/?talent=bxLMu0MZZVMGtMtRhtVo
для 2в2 и 3в3 команд будет полезным иметь Healing Focus (2/2), т.к. ситуации, когда вам приходится выходить из ШФ и лечить не так редки. http://www.wowhead.com/?talent=bxLMu0MZbZVMGuMtRhtVo
Некоторые могут попробовать билды с использованием имп шилда или имп инер фаера, но как показывает практика... никакого заметного прироста в выживаемости вы не заметите =\ Хотя с низким резильенсом и стаминой возможно есть смысл воспользоваться, например, этим билдом: http://www.wowhead.com/?talent=bxLGu0MZZVMGdMtRhtVo
2.4) Одежда
Создавая свой сет для серьезного ПВП (Arena), вам необходимо задумываться прежде всего о своей роли в группе. А роль будет следующая: "дамагающий танк"... и даже не столько первое, сколько второе. Играя на любом уровне, ШП будет первой (или одной ИЗ первых, если речь идет о 5в5) целью для опонентов. Именно поэтому вам надо сочетать максимальную выживаемость с как можно более высоким спелл дамагом, т.к. большая часть вашего ДПСа будет исходить именно от дотов, ибо под постоянным фокусом, нормально подамагатать вам не дадут.
2.4.1) Основные статы:
Приоритет должен быть таков: Resilience > (Shadow)spell damage > Stamina > Int
Вы всегда должны стараться максимизировать резильенс, это залог выживания от бурст дамаги на аренах.
Спелл дамаг я ставлю немного выше по приоритету, чем стамину потому, что для себя я поставил следующую планку: я не должен иметь менее 950-1000 шедоу дамаги в полном пвп сете, иначе полезность от вас как от ШП существенно падает. Ваш бурст (МБ/СВД) должен все еще оставаться бурстом, а не превращаться в комариный укус.
Необходимость стамины, думаю, обосновывать не стоит, т.к. ХП мало не бывает, НО не стоит так же забывать об интеллекте, т.к. в погоне за другими статами вы моете опуститься до непозволительно низких показателей маны, старрайтесь, чтобы маны было не меньше 9к.
2.4.2) Что касается выбора камней, тут все достаточно просто:
Мета: Powerful Earthstorm Diamond - единственно верный выбор из-за вменяемых требований к его активации, а также пассивным бонусам (стан резист и 18 стам).
Mystical Skyfire Diamond - это не лучший выбор в ПВП, т.к. с недавними изменениями ввели скрытый кулдаун на его прок 45 секунд, соответственно прокать в ПВП он будет в самый неподходящий момент. Про крит в ПВП для ШП я писал выше, соответственно и метагем на крит брать - не вариант.
О бонусах: В некоторых вещах ИМЕЕТ смысл доставать дополнительные бонусы, прежде всего, я говорю здесь о резильенс бонусах (в кусках нашего арена сета).
Но иногда бывают и другие хорошие бонусы, получить которые будет полезно, например, Vindcator's Pendant of Dominance имеет желтый сокет и 3 стамины как бонус за активацию. Соответственно, вставив сюда Mystic Dawnstone вы получите8 рези и 3 стамины.
Вообще, вам стоит ориентироваться на 3 основных гема для ПВП вещей:
1) Mystic Dawnstone или его эпик альтернативы Sublime Mystic Dawnstone(награнд), Mystic Lionseye
т.к. резильенс это наше все =) и пихать в сокеты стоит именно желтые гемы, где это возможно и наиболее выгодно.
2) как вариант, если существует нехватка в стамине, можно обратиться к следующим гемам:
Steady Talasite, но, как я уже говорил выше, синих сокетов у нас в гире нет, а в желтые целесеобразнее вставлять именно желтые камни.
3) В красные сокеты лучше всего вставлять либо
Glowing Nightseye, либо его эпическую альтернативу Glowing Shadowsong Amethyst
дает вам стамину и возможность активизировать сокет бонус на некоторых вещах, например шапка или чест гладиаторского сета.
2.4.3) Вещи и энчанты
Теперь непосредственно к вещам и энчантам.
Близзард не были столь добры к нам, давая нам возможности выбора... В реальности идеальный сет существует 1 с небольшими вариациями по вашему предпочению. Прежде всего, я говорю о всех доступных хонор и с3 вещах.
Итак, в идеале мы собираем полный арена с3 сет (http://www.wowhead.com/?search=vengeful gladiator's satin):
Vengeful Gladiator's Satin Hood + спелл дамаг энчант http://www.wowhead.com/?item=29191
Vengeful Gladiator's Satin Gloves + 20 spell damage
Vengeful Gladiator's Satin Mantle + aldor/scryer shoulder enchant
Vengeful Gladiator's Satin Robe + 15 resilience enchant (http://www.wowhead.com/?spell=34050)
Vengeful Gladiator's Satin Leggings + Runic Spellthread
+ Хонор вещи:
• Пояс: Vindicator's Dreadweave Belt
• Ботинки: Vindicator's Dreadweave Stalkers + Boar's Speed enchant (+9 sta, Minor runspeed increase)
• Браслеты: Vindicator's Dreadweave Cuffs лично я предпочитаю +15 спд, так как стараюсь оставаться на уровне в 1к спелл дамаги, но не менее хорошим выбором будет использование +12 стамина энчанта
• Кольца:
1) Vindicator's Band of Dominance + 12 spell damage (энчантеры)
2) Veteran's Band of Dominance + 12 spell damage (энчантеры)
• Тринкеты:
1) Medallion of the Horde - комментарии излишни, это просто мастхев для серьезного пвп
2) на слот второго тринкета притендуют несколько, но наиболее целесеобразный выбор, как мне кажется, будет следующим: Battlemaster's Audacity - он дает пассивный бонус дамага (достаточно серьезный, надо сказать) и зачастую очень полезный эффект при использовании... позволяет выжиь в 5на5 достаточно часто, когда противоположная команда начинает фокусить вас.
Итак, подходя к выбору одежды, прежде всего думайте на сколько большим будет апгрейд для вас в тех или иных статах. Так, например, я не буду использовать с3 штаны, потому как те, которые я сейчас использую (ПВЕ - Leggins of Devastation) дают мне очень много дамаги, и, потеряв ее, я не смогу быть на том уровне shadow damage, что я запланировал.
2.5) Особенности интерфейса
1 - как и в ПВЕ, вам НЕОБХОДИМ хороший ДОТ таймер. Для ПВП важно отслеживать ваши доты и дебаффы на всех целях сразу и тут я бы порекомендовал использовать:
а) DoTimer или
б) NECB, о преимуществах и недостатках которых я говорил выше.
2 - кастинг бар все еще актуален и альтернативы Quartz пока нет (IMHO).
3 - Нужен хороший эддон, который помогает вам замечать важные для вас баффы и дебаффы как на цели, так и на себе, здесь мой выбор таков: Parrot - скролинг комбат текст эддон с превосходным функционалом, который позволяет настраивать пользовательские ивенты, например можно выводить на экран "DO NOT DISPELL YOURSELF" , когда на вас накладывают УА.
4 - Вам нужны хорошие Юнит фреймы. Это зависит от личных предпочтений, но я фанат следующего эддона: Pitbull - возможность настройки ограничены только вашей фантазией достаточно часто обновляется и очень стабилен.
5 - Также стоит обзавестись хорошими enemy frame'ами для арены, так как в гуще событий зачастую бывает трудно в ручную затаргетить, например, хилера и повесить сайленс в нужную секунду.
а) Proximo (http://files.wowace.com/Proximo/) - мой выбор - прекрасно настраиваемые фреймы+ система оповещений, также очень хорошо видны таргеты игроков противоположной команды и их мана, что не маловажно.
б) Gladiator - я его не использовал, но по документации возможностей меньше, чем у проксимо, но и в использовании он, видимо, полегче.
6 - Полезно иметь эддон, который позволяет идентифицировать короткие баффы на цели, например, когда рога использует КЛОС , вы видите на эране бар с обратным отсчетом данного баффа.
с Этим спавляется а) NECB или б) Antagonist
2.6) Особенности ведения боя
Комментарии по данному пункту я могу делать только зная сетап с которым вы собираетесь играть на аренах.
есть несколько важных аспектов, о которых надо не забывать при выборе команды:
2в2:
Для Шедоу приста НЕПРИЕМЛЕМЫ команды с хилером. Т. е. при формировании 2в2 команды исходите из того, что вам надо найти еще 1го ДПС.
Наиболее сильные/популярные связки:
1)рог + ШП - весьма сильный сетап, но ошибаться нельзя, т.е. контроль должен быть всегда на 100% отработан, т.к. время здесь работает против вас.
2)фрост маг + ШП - тоже достаточно сильная команда для 2на 2 за счет контроля мага ШП сможет избегать фокуса трудности могут возникнуть с манадрейн тимами.
3)УА варлок + ШП - этот сетап достаточно стандартен, но для него существует очень много "контр-комбинаци", которых, к сожалению, подавляющее большинство на высоком рейтинге, например, рога+друид, друид+сл/сл варлок и т.д., то есть команды, которые могут безболезненно пережить ваш бурст.
4)ШП + Хант - с последними баффами хантов они превратились в одного из лучших партнеров для ШП: отличный бурст, ютилити, которые сочетаются с хорошим крауд контролем.
3в3
И здесь выбор сводится к нахождениюДД. Смысл в том, что ШП в затяжных боях имеет проблемы с маной, соответственно выбирать команду надо из расчета на то, что вы хотите, чтобы ваши матчи длились как можно меньшее количестве времени. Каких-то конкретных команд я здесь приводить не буду, но обратить внимание стоит на следующие классы Фрост маг, Рога, Элементал шаман.
Надо сказать, что 2дпс+1хилер сетапы с участием ШП работают тоже достаточно неплохо. Из хилеров я бы советовал дисц приста, либо рестор шамана, если 3тий игрок - рога.
5в5
Здесь наш выбор опять же ограничен:
Единственный сильный сетап, в котором очень нужны ШП - это 4+1 (ДПс+Хил, соответственно)
Состав ДПС может варьироваться, но костяком группы должен быть все же фрост маг (хороший КК против мили и хилеров)+ Варриор (МС)
Хилером стоит брать либо паладина (т.к. спасать вас придется достаточно часто при помощи БОПа), либо Дисц приста (по той же причине с ПС). Прист или паладин способны также избавить вашего вариора от КК противоположной команды.
Данный костяк команды был приведен в пример, т.к. это один из наиболее популярных сетапов в 5в5, но это не значит, что вы не можете использовать другие классы:
Например, команда, состоящая из роги,фрост мага, ШП, элементал шамана и друида как хилера представляют из себя очень конкурентоспособную 5в5 команду.
Итак, говоря о ведении боя прежде всего вам хочу сказать: ЗАБУДЬТЕ свои ПВЕ привычки. ВТ кастовать постояно НЕ надо, лучше кастнуть МБ лишний раз , чем ВТ. Соответственно вашим оновным оружием будет
а) СВП,
б) МБ,
в) ВТ, когда вы находитесь не под фокусом
г) МФ - рассматривается не столько как дамаговый спелл, а спелл для крауд контроля, например, замедление убегающего хилера.
Приучите себя использовать фокус таргет и сделайте макрос для сайленса. Перед началом боя обязательно оговорите с партнерами, какого хилера вы контролируете, в нашей команде я обычно фокусирую приста, либо друида. Т.е. после начала битвы, когда вы увидели противника впервые, вы быстро разбираете кто что контролирует, выставляете фокусы.
Код:
#showtooltip Silence
/stopcasting
/cast [target=focus,modifier:shift] Silence
/cast Silence
соответственно при нажатии на бинд вы сайленсите таргет, а при нажатии на тот же бинд с шифтом- фокус таргет.
Нужно очень четко отслеживать ситуацию с Паладинами/фрост магами, если вы фокусируете их, то следует, своего рода, ПРЕкастовывать Масс диспел.
Да и вообще, диспел приста это достаточно серьезное оружие на аренах, прежде,чем начинать дамагать кого-то следует полностью отдиспелить все его баффы, чтобы в случае БОПа или БОФа на цели моментально его снять. Особенно налегать на диспел стоит во время игры против команд с рестор друидом.
Старайтесь кидать шилды и помогать вашему хилеру вытащить игрока, которого фокусят (в большинстве случаев это будете вы, но все же...).
В 2на2используйте ваш фир как еще 1 способ интеррапта хила, не стоит сливать его "просто так, лишь бы что кастнуть".
Надеюсь, данные советы придутся кому-то полезными. Для любителей пофлеймить еще раз скажу, что чистый объективный гайд о ПВП написать практически невозможно... так называемый, "скилл" приходит с опытом. Целью же данного поста было дать какую-то основу для начинающих игроков, основываясь на своем опыте и субъективной оценке вещей.